Наш адрес:
г. Минск,
Центральный район,
ул. Осипенко, 26
katrinne111@gmail.com

Услуги

Коррекционная работа при дислалии и дизартрии

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Сам термин «дислалия» переводится следующим образом: (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения.

В зависимости от локализации нарушения и причин, вызывающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:

В зависимости от локализации нарушения и причин, вызывающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:

  • Функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата.
  • Механическая (органическая) дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, нёба.

Выделяют 3 вида функциональной дислалии:

  1. Акустико-фонематическая. В основе лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема отличается от другой. Вследствие этого происходит уподобление одной фонемы другой (шапка-сапка).
  2. Артикуляторно-фонематическая дислалия. Нарушения, обусловленые несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи, при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым. 
  3. Артикуляторно-фонетическая дислалия – это дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному, но иногда наблюдается другой тип искажений, при котором звук не опознается окружающими. Искажение выражается в том, что произносится звук, которого нет в фонетической системе языка. Например, велярный “р”, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный “р”, когда вибрирует маленький язычок, межзубный “с”, боковой “ш”, двугубный “л” и др.

Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков.

Механическая (органическая) дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, нёба.

Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространённым дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.

Глубокий прикус — верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.

Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаётся щель большей или меньшей величины;

Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель:

Прогнатия — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд верхней челюсти (греч. pro — вперёд, gnathos — челюсть).

Прогения — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд нижней челюсти (греч. pro — вперёд, geneion — подбородок).

Прямой прикус — при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, нисколько не перекрывая их.

Перекрёстный прикус — нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещёнными вбок по отношению друг к другу. Перекрёстный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.

Наиболее распространёнными аномалиями зубов являются следующие:

  • редкое расположение зубов;
  • расположение зубов вне челюстной дуги;
  • слишком мелкие или деформированные зубы (или их полное отсутствие);
  • наличие диастемы (щели между верхними резцами).

Аномалии в строении языка:

  • слишком большой язык;
  • слишком маленький язык;
  • короткая уздечка языка (подъязычная связка), не позволяющая языку подниматься вверх.

Аномалии в строении мягкого и твёрдого нёба:

  • расщелины мягкого и твёрдого нёба;
  • слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
  • слишком низкое твёрдое нёбо.

Аномалии в строении губ:

  • недоразвитие губ;
  • расщелина верхней губы.

Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая (не более 1,5—2 мм) щель.

Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука Р, иногда — Л и даже шипящих верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъём кончика языка. Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука Р, так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.

Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчётливости звучания многих звуков речи.

Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.

Во-первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие-то общие моменты в артикуляции. Например, при наличии у ребёнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами.

Во-вторых, дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искажённом произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляторного аппарата звучание получается искажённым. (Например, Р произносится «картаво», но не заменяется другим звуком). Правда, вследствие неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух неверного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отличить нормальное звучание Р от «картавого»).

Общие требования к работе по исправлению недостатков звукопроизношения

При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований.

Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Постановка звука.
  4. Автоматизация звука.
  5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.

При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. С самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль. Следует постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они произносят. На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче при обрести навыки слухового самоконтроля.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. Автоматизация звука в предложениях;
  4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. Автоматизация звука в разговорной речи.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью  иннервации речевого аппарата.

Двигательные «команды» из центрального отдела речедвигательного анализатора к периферическим органам речи передаются по проводящим нервным путям. При органическом поражении определённых отделов головного мозга или непосредственно двигательных нервов полноценная передача нервных импульсов становится невозможной, и в самих мышцах развиваются явления паралича или пареза. А поскольку эти явления могут распространяться не только на мышцы языка и губ, но также и на мышцы мягкого нёба, голосовых связок и органов дыхания, то нарушается не только артикулирование звуков, но и голосообразование и речевое дыхание.

При выраженных парезах языка страдает артикуляция практически всех звуков речи, включая и гласные; парез мягкого нёба обусловливает появление носового оттенка голоса, голосовых связок — нарушение процесса голосообразования и изменение силы голоса, дыхательных мышц — нарушение функции речевого дыхания, которое становится поверхностным и аритмичным.

Помимо нарушения двигательной функции речевых мышц страдает также и их чувствительность. По этой причине ребёнок недостаточно хорошо ощущает положение своих артикуляторных органов, затрудняется в «нахождении» нужных артикуляций. Это вызывает дополнительные трудности в процессе коррекции неправильно произносимых звуков.

В зависимости от локализации поражения головного мозга дизартрия проявляется по-разному, в связи с чем различают несколько её видов.

При полном параличе артикуляторных мышц имеет место так называемая анартрия — полное отсутствие у ребёнка произносительной речи. Нередко может наблюдаться и так называемая «стёртая» дизартрия», в основе которой лежат лишь очень небольшие, буквально «точечные» органические поражения коры головного мозга. Их наличие приводит к парезам лишь отдельных небольших групп артикуляторных мышц (например, только кончика языка или только одной его стороны). При таких условиях у ребёнка страдает произношение лишь отдельных звуков при нормальном темпе и ритме речи и при отсутствии расстройств речевого дыхания и голоса. Долгое время такого рода нарушения в произношении звуков относили к функциональной дислалии, не замечая их специфики. Однако трудности их преодоления (в частности, гораздо более продолжительные сроки) заставили специалистов тщательнее изучить этот вопрос, в результате чего из группы дислалии и была выделена «стёртая» дизартрия. (При неврологическом обследования у этих детей были обнаружены парезы отдельных артикуляторных мышц, приводящие к вполне определённым нарушениям в произношении звуков).

Симптоматика стертой дизартрии:

Неречевая симптоматика: для неврологического статуса характерно наличие неврологической микро симптоматики (синдромы поражения центральной нервной системы: стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.).

Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.

При стертой дизартрии, как правило, не наблюдается тяжелых расстройств со стороны тройничного, блуждающего, языкоглоточного нервов, но во многих случаях у детей отмечают одностороннее сглаживание носогубных складок за счет симметрии лицевых нервов. Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса.

Рефлекторная сфера при стертой дизартрии может характеризоваться наличием патологических рефлексов.

Также у детей отмечают изменения со стороны вегетативной нервной системы (потливость ладоней, стоп и т. д.).

Речевая моторика характеризуется истощаемостью движений, их низким качеством (недостаточная точность, плавность, неполный объем). Наиболее ярко моторные недостатки проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временной организации.

Психический статус детей со стертой дизартрией имеет свои особенности, выраженные в недостаточности ряда психических процессов (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции) и снижении познавательной активности в целом.

Речевая симптоматика:

  1. нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков;
  2. просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный;
  3. нарушение фонематического слуха (чаще носит вторичный характер, т. к. собственная «смазанная» речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля).


Возврат к списку

Почему "Говорунчик"?

  • 5 лет успешного опыта
  • 200+ выпусников с правильной речью
  • Консультация-10 BYN