Звук [р]: когда нужна помощь логопеда
Когда необходимо корректировать неправильное произношение звука [р], и с какими еще проблемами с произношением сталкиваются дети?
Часто оказывается, что родители хорошо говорящих детей 3–4 лет озабочены неправильным произношением звуков [р], [л] и их мягких пар при отсутствии других проблем с речью. В таком случае я им рассказываю о нормальном времени появления звуков в речи ребёнка, т.е. о развитии звукопроизношения.
Как же формируется звуковая сторона речи ребёнка? Согласно исследованиям Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.В. Филичевой, «усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука».
Это означает, что звуки речи появляются у ребёнка в определенном порядке, при этом сначала ребенок овладевает не теми звуками, которые чаще слышит от взрослых, а теми, которые ему легче произносить.
Легче всего детьми усваиваются звуки:
– появляющиеся на базе имеющихся у ребёнка безусловных рефлексов (сосательный рефлекс влияет на формирование губных звуков, таких, как [м], [п]/[б], [м']/[д'], [н']; глотательный – заднеязычных звуков [к], [г], [х].
– связанные со стабильным «задним» положением корня языка, которое формируется ввиду преимущественного лежания ребёнка на спине (заднеязычные звуки).
– формирующиеся благодаря большему размеру языка по отношению к ротовой полости в сравнении со взрослыми и физиологически более высоким тонусом артикуляционных мышц (мягкие пары звуков).
Исследователи разделили все звуки речи на три группы по времени появления:
1. звуки раннего онтогенеза (появляются до 3-х лет) – [а], [о], [у], [и], [м], [п], [б], [д], [н], [к], [г], [х], [с], [з].
2. звуки среднего онтогенеза (появляются в возрасте 3-4 лет) – звук [ы], звук [л'], также звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости.
3. звуки позднего онтогенеза (появляются в 4-5 лет) – [р], [р'], [ш], [ж], [ч], [щ] (которые требуют верхнего положения кончика языка), [л], [ц].
Важно помнить, что в 5 лет все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом. Обычно проблемы детей связаны с свистящими звуками ([с], [з] и их мягкие варианты), шипящими ([ш], [ж], [щ]), аффрикатами ([ц],[ч]) и сонорами ([р], [л] и их мягкие пары).
Родителей чаще всего беспокоит с звук р, с которым мы ждём до 5 лет, если не появился постоянно используемый горловой вариант (картавость). В этом случае при психологической готовности ребёнка его лучше скорректировать пораньше, чтобы неправильное произношение не закреплялось. Чем дольше по времени ребёнок пользуется неправильным вариантом, тем сложнее ему потом перейти на правильный.
В каком возрасте стоит обратиться к логопеду, если у ребёнка проблемы только с произношением? Если вы видите, что к 4-м годам ваш ребёнок неправильно произносит звуки раннего онтогенеза или у него есть неправильно произносимые шипящие, или одни звуки он заменяет другими, смешивает их, то точно стоит проконсультироваться со специалистом. Логопед оценит ситуацию и либо порекомендует сразу начать занятия по исправлению звукопроизношения (при условии психологической готовности ребёнка), либо обучит приёмам работы с ребёнком в домашних условиях. В таких случаях логопеды обычно советуют регулярно делать артикуляционную гимнастику для того, чтобы ребёнок лучше управлял своими речевыми мышцами, что поможет подготовить их к постановке правильного звука.
Также полезным будет развитие мелкой моторики (лепка, рисование, пальчиковые игры), так как зоны, отвечающие за мелкую и артикуляционную моторику, в головном мозге располагаются рядом. Развивая одно – стимулируем и другое. Если же вопросы возникают только по поводу звуков [р] и [л] – самое время их исправлять наступает около пяти лет. В заключение хотелось бы напомнить о том, что полно и грамотно оценить состояние произношения ребёнка, выявить главную причину проблем может только специалист на очной консультации.
Часто оказывается, что родители хорошо говорящих детей 3–4 лет озабочены неправильным произношением звуков [р], [л] и их мягких пар при отсутствии других проблем с речью. В таком случае я им рассказываю о нормальном времени появления звуков в речи ребёнка, т.е. о развитии звукопроизношения.
Как же формируется звуковая сторона речи ребёнка? Согласно исследованиям Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.В. Филичевой, «усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука».
Это означает, что звуки речи появляются у ребёнка в определенном порядке, при этом сначала ребенок овладевает не теми звуками, которые чаще слышит от взрослых, а теми, которые ему легче произносить.
Легче всего детьми усваиваются звуки:
– появляющиеся на базе имеющихся у ребёнка безусловных рефлексов (сосательный рефлекс влияет на формирование губных звуков, таких, как [м], [п]/[б], [м']/[д'], [н']; глотательный – заднеязычных звуков [к], [г], [х].
– связанные со стабильным «задним» положением корня языка, которое формируется ввиду преимущественного лежания ребёнка на спине (заднеязычные звуки).
– формирующиеся благодаря большему размеру языка по отношению к ротовой полости в сравнении со взрослыми и физиологически более высоким тонусом артикуляционных мышц (мягкие пары звуков).
Исследователи разделили все звуки речи на три группы по времени появления:
1. звуки раннего онтогенеза (появляются до 3-х лет) – [а], [о], [у], [и], [м], [п], [б], [д], [н], [к], [г], [х], [с], [з].
2. звуки среднего онтогенеза (появляются в возрасте 3-4 лет) – звук [ы], звук [л'], также звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости.
3. звуки позднего онтогенеза (появляются в 4-5 лет) – [р], [р'], [ш], [ж], [ч], [щ] (которые требуют верхнего положения кончика языка), [л], [ц].
Важно помнить, что в 5 лет все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом. Обычно проблемы детей связаны с свистящими звуками ([с], [з] и их мягкие варианты), шипящими ([ш], [ж], [щ]), аффрикатами ([ц],[ч]) и сонорами ([р], [л] и их мягкие пары).
Родителей чаще всего беспокоит с звук р, с которым мы ждём до 5 лет, если не появился постоянно используемый горловой вариант (картавость). В этом случае при психологической готовности ребёнка его лучше скорректировать пораньше, чтобы неправильное произношение не закреплялось. Чем дольше по времени ребёнок пользуется неправильным вариантом, тем сложнее ему потом перейти на правильный.
В каком возрасте стоит обратиться к логопеду, если у ребёнка проблемы только с произношением? Если вы видите, что к 4-м годам ваш ребёнок неправильно произносит звуки раннего онтогенеза или у него есть неправильно произносимые шипящие, или одни звуки он заменяет другими, смешивает их, то точно стоит проконсультироваться со специалистом. Логопед оценит ситуацию и либо порекомендует сразу начать занятия по исправлению звукопроизношения (при условии психологической готовности ребёнка), либо обучит приёмам работы с ребёнком в домашних условиях. В таких случаях логопеды обычно советуют регулярно делать артикуляционную гимнастику для того, чтобы ребёнок лучше управлял своими речевыми мышцами, что поможет подготовить их к постановке правильного звука.
Также полезным будет развитие мелкой моторики (лепка, рисование, пальчиковые игры), так как зоны, отвечающие за мелкую и артикуляционную моторику, в головном мозге располагаются рядом. Развивая одно – стимулируем и другое. Если же вопросы возникают только по поводу звуков [р] и [л] – самое время их исправлять наступает около пяти лет. В заключение хотелось бы напомнить о том, что полно и грамотно оценить состояние произношения ребёнка, выявить главную причину проблем может только специалист на очной консультации.
Почему "Говорунчик"?
- 5 лет успешного опыта
- 200+ выпусников с правильной речью
- Консультация-10 BYN