Секреты правильной речи
Речь – великий дар природы. Только задумайтесь, как много в нашей жизни зависит от речи! Естественно стремление человека обладать хорошей дикцией и произношением. Эти навыки необходимы для общения, успешной учёбы, имеют решающее значение во многих профессиях.
Желая успешного жизненного пути своим детям, родители заботятся об их речи с младенчества. Мамины разговоры с грудничком, песенки, пальчиковые игры способствуют активному развитию речевых центров крохи. Когда малыш подрастёт, читайте ему книжки, обсуждайте прочитанное, а также все события и предметы, увиденные дома, на прогулке, в гостях.
Очень важно говорить с ребёнком спокойно и внятно. Нельзя «сюсюкать» и использовать «детские» слова! Речь развивается по подражанию – создавайте качественный образец.
Ограничивайте просмотр телевизора и почаще играйте с сыном или дочкой в разные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом.
Разрешите малышу свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т. д.
Поощряйте игры с другими детьми. Чаще водите ребёнка в лес, музей, театр, цирк, зоопарк, на каток и т.д. Прогулки и экскурсии используйте для игр и бесед.
В лесу или парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, травы, пней, стволов и веток деревьев. Если ребёнок видит вокруг только зелёный цвет, то сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза бросится существенная разница, и с вашей помощью в речи малыша появятся такие слова, как «светло-зелёный», «тёмно-зелёный», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зелёный». Поищите новые цвета вокруг – вглядываясь, малыш заметит, как меняется окраска листика от падающего на него света, от соседства с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка. Опишите один из них и попросите ребёнка догадаться, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.
Определите с малышом «характер» деревьев: одно – величаво-торжественное, другое – бесшабашно-весёлое, треть – трагически грустное.
Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка…), рассмотрите их. Пусть он убедится в том, что, несмотря на сходства, в каждом есть что-то особенное, какое-то отличие.
Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребёнок с радостью принесёт вам большой лист клёна и маленький берёзовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их и обратите внимание на сходство: оба они тонкие, с черешком и прожилками, растут на дереве. А вот форма у них разная, но совсем другая, чем у мяча или дома. Так малыш поймёт, что разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые имеют общее название (как в нашем случае – «листья»).
Задавайте ребёнку вопросы: «На что похож пень(коряга, ветка…) и чем? Видоизмените игру, уделяя большое внимание сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу? (толщиной, лёгкостью…)»; «А на траву? (цветом)…».
Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок. Например, если малыш сказал, что лист похож по форме на каплю, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля – зелёненькая, как трава».
Речь развивается индивидуально, возрастные границы освоения речевых навыков очень широки. Но большое отставание от усреднённой нормы должно насторожить родителей. Причинами низкого темпа речевого развития могут быть снижение слуха, нарушение в работе центральной нервной системы, психологические проблемы и др. Они требуют коррекции, которую надо начинать как можно раньше.
К пяти годам ребёнок способен произносить чисто все звуки родного языка.
Если какие-то звуки ещё не доступны малышу, не откладывайте посещение специалиста. В этом возрасте детям легче даётся исправление произношения и освоение «непослушных» звуков, чем в 6-7 лет.
Кроме того, неправильное произношение мешает обучению чтению и письму. Поэтому логично заняться «исправлением» речи до поступления ребёнка в школу.
Желая успешного жизненного пути своим детям, родители заботятся об их речи с младенчества. Мамины разговоры с грудничком, песенки, пальчиковые игры способствуют активному развитию речевых центров крохи. Когда малыш подрастёт, читайте ему книжки, обсуждайте прочитанное, а также все события и предметы, увиденные дома, на прогулке, в гостях.
Очень важно говорить с ребёнком спокойно и внятно. Нельзя «сюсюкать» и использовать «детские» слова! Речь развивается по подражанию – создавайте качественный образец.
Ограничивайте просмотр телевизора и почаще играйте с сыном или дочкой в разные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом.
Разрешите малышу свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т. д.
Поощряйте игры с другими детьми. Чаще водите ребёнка в лес, музей, театр, цирк, зоопарк, на каток и т.д. Прогулки и экскурсии используйте для игр и бесед.
В лесу или парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, травы, пней, стволов и веток деревьев. Если ребёнок видит вокруг только зелёный цвет, то сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза бросится существенная разница, и с вашей помощью в речи малыша появятся такие слова, как «светло-зелёный», «тёмно-зелёный», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зелёный». Поищите новые цвета вокруг – вглядываясь, малыш заметит, как меняется окраска листика от падающего на него света, от соседства с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка. Опишите один из них и попросите ребёнка догадаться, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями.
Определите с малышом «характер» деревьев: одно – величаво-торжественное, другое – бесшабашно-весёлое, треть – трагически грустное.
Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка…), рассмотрите их. Пусть он убедится в том, что, несмотря на сходства, в каждом есть что-то особенное, какое-то отличие.
Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребёнок с радостью принесёт вам большой лист клёна и маленький берёзовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их и обратите внимание на сходство: оба они тонкие, с черешком и прожилками, растут на дереве. А вот форма у них разная, но совсем другая, чем у мяча или дома. Так малыш поймёт, что разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые имеют общее название (как в нашем случае – «листья»).
Задавайте ребёнку вопросы: «На что похож пень(коряга, ветка…) и чем? Видоизмените игру, уделяя большое внимание сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу? (толщиной, лёгкостью…)»; «А на траву? (цветом)…».
Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок. Например, если малыш сказал, что лист похож по форме на каплю, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля – зелёненькая, как трава».
Речь развивается индивидуально, возрастные границы освоения речевых навыков очень широки. Но большое отставание от усреднённой нормы должно насторожить родителей. Причинами низкого темпа речевого развития могут быть снижение слуха, нарушение в работе центральной нервной системы, психологические проблемы и др. Они требуют коррекции, которую надо начинать как можно раньше.
К пяти годам ребёнок способен произносить чисто все звуки родного языка.
Если какие-то звуки ещё не доступны малышу, не откладывайте посещение специалиста. В этом возрасте детям легче даётся исправление произношения и освоение «непослушных» звуков, чем в 6-7 лет.
Кроме того, неправильное произношение мешает обучению чтению и письму. Поэтому логично заняться «исправлением» речи до поступления ребёнка в школу.
Почему "Говорунчик"?
- 5 лет успешного опыта
- 200+ выпусников с правильной речью
- Консультация-10 BYN