Наш адрес:
г. Минск,
Центральный район,
ул. Осипенко, 26
katrinne111@gmail.com

Формирование лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР

Формирование  лексико-грамматических форм речи у детей с ОНР Статья опубликована в журнале «Логопед» №3, 2013.
Циркунова Н.И., учитель-логопед МБДОУ д/с №10, г. Апшеронск Краснодарского края.
Структура общего недоразвития речи предполагает нарушения как звуковой, так и смысловой стороны речи, т.е. наряду с фонетико-фонематическим ее недоразвитием отмечаются и лексико-грамматические нарушения.
Большинство поступающих в логопедическую группу детей имеют III уровень ОНР, характеризующийся небольшим словарным запасом, содержащим в основном существительные, слабым использованием глаголов, прилагательных, наречий, предлогов. Для построения объемной, грамотной речи, необходимой для общения, и равномерного формирования словарного запаса, желателен понедельный подбор лексических тем.
Работа по каждой теме начинается с вводного занятия познавательного характера, раскрывающего основные понятия по данной теме. Грубой ошибкой нужно считать такой подход к изучению темы, когда педагог, не ознакомив с понятиями, знаниями, словарем по теме, начинает разбор лексической темы с опроса детей. Естественно, положительного результата не будет: у ребенка появятся неуверенность и страх перед пользованием речью. Ведь, получив информацию, он должен ее осмыслить, соотнести образ  с названием, попробовать самостоятельно повторить. Только после этого у него появляются уверенность в своих знаниях и естественное желание высказываться, не стесняясь. Конечно, такое желание будет формироваться постепенно от степени усвоения материала ребенком, характера нарушения речи и от других естественных факторов.
Проводя вводное занятие, логопед отмечает уровень знаний детей по теме и выстраивает последующие требования к ним. Здесь следует подчеркнуть целесообразность изменения содержания в зависимости от качественного состава группы или подгруппы детей, их потенциальных возможностей. После освоения предметного словаря отрабатываются словари признаков и действий с подбором слов к предметам и словосочетаний по изучаемой теме. Например: красная, вязаная, теплая шапка; кошка спит, мурлыкает, подглядывает. При прорабатывании словаря действий важно обозначать, что может делать предмет или что можно сделать с предметом, обязательно уточнив и различив эти значения.
Такой опыт дает предпосылки к формированию связной речи, в частности к составлению рассказа-описания. На  первом же занятии можно отрабатывать грамматические формы: единственное и множественное число, родовые понятия, другие виды грамматических заданий. Все зависит от степени усвоения материала и практической возможности детей.
Опрос надо начинать с самых активных, уверенных, более смелых детей. Постепенно умело и корректно предлагать повторить более слабых, но согласных на контакт, и, наконец, самых слабых детей, используя различные приемы: «Повтори со мной», «Давай скажем вместе», добиваясь желания сказать самостоятельно. Для тех детей, которые трудно усваивают материал, нужны индивидуальные занятия. Добиваясь желания говорить, педагог развивает у ребенка уверенность в своей речи, т.е. речевую активность.
Работе над лексикой , неразрывно связанной с работой над грамматикой, посвящается второе занятие по изучению той или иной лексической темы. Так, образование притяжательных прилагательных можно изучать по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные»; образование дательного падежа в игровом задании «Кому что нужно?» по теме «Профессии», образование относительных прилагательных по темам: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания»; формирование падежных конструкций по темам: «Кому что нужно?», «Чего не стало?», «Что без чего не бывает?», «Что с чем?» и др. Образуя различные грамматические формы, преобразуя слова, образовывая новые формы слов, соединяя слова в словосочетания, предложения, ребенок развивает и формирует грамматический строй, который и станет фундаментальной базой для развития связной речи.
При еженедельном изучении лексической темы параллельно проводится постановка звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. При работе по изучению звуков и коррекции звукопроизношения активно используются различные грамматические формы. Например, при работе со звуком «ж» можно взять прилагательное желтый: желтый жук, желтая жаба. Получив словосочетания различного родового значения, логопед изменяет эти значения по падежам, в том числе с употреблением предлогов, а используя единственное и множественное число существительных, сочетает их с прилагательными, числительными.
Для более гармоничного и успешного коррекционно-образовательного процесса, педагог подбирает звук, созвучный с такими темами, как: «Овощи», (гласный звук «о»), «Зима», «Зимующие птицы» (группа свистящих звуков), «Деревья» (звук «д» - дуб, дубрава, дым, доска).
Работу по словообразованию и формированию понятий о родственных словах, синонимах, антонимах, омонимах, образованию сравнительной степени прилагательных необходимо проводить по всем лексическим темам. Причем не просто образовывая слова, а обязательно проговаривая их в словосочетаниях и предложениях.
Вместе с образованием сравнительной степени прилагательных формируются сравнительные предложения: «Деревянный дом ниже, чем кирпичный», «Кирпичный дом выше, чем деревянный». Очень важно новые слова и словообразования употреблять в предложениях для дальнейшего использования при составлении рассказов.
Развитие и формирование связной речи -  следующий этап при изучении лексической темы. Этому можно посвятить третье занятие по изучению лексической темы. Начинать работу по формированию связной речи надо с формирования предложения, постепенно усложняя и обогащая его, подтверждая главным принцип педагогики: от простого к сложному. Очень важную роль в формировании связной речи играют рассказ-описание, рассказ-сравнение, в которых желательно назвать как можно больше признаков, тем самым закрепляя знания и активизируя речь. Сравнивая предметы, ребенок усложняет и мыслительный процесс, называя признаки как минимум двух предметов, различая и противопоставляя их. Положительно влияют на развитие связной речи задания по творческому сочинительству (изменение событий, придумывание конца или предложения). Для этого можно использовать игровые моменты: «что было до…», «что будет после…», как быть, если…», «а как бы поступил…» и др. Хороший результат дают рассказы-превращения. Дети с удовольствием превращаются в платьица, морковку, автобус.
При составлении рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин также следует соблюдать принцип от простого к сложному. Например, в серии картин можно не представлять одну из них, неважно, какая это будет картина – первая, вторая, третья. Озаглавливать каждую не только существительным, но и глаголом. Например, составляя рассказ по серии «Кормушка», дети так озаглавили каждую: «Снег на кормушке», «Помощники», «Друзья птиц». Когда детям было предложено озаглавить словами-действиями, поступили предложения: «Засыпал», «Помогли», «Радуются».
При такой подготовке к формированию связной речи дети обогащают словарный запас, запас грамматических образов, учатся манипулировать словообразованием и словоизменением, т.е. менять, изменять, самостоятельно придумывать новые формы слов, употреблять их в собственной речи.

Возврат к списку

Почему "Говорунчик"?

  • 5 лет успешного опыта
  • 200+ выпусников с правильной речью
  • Консультация-10 BYN